Арно Бабаджанян

Арно Бабаджанян

Арно Арутюнович Бабаджанян (1921 - 1983) - народный артист СССР (1971), лауреат Государственных премий СССР (1951) и Армянской ССР (1966, 1983).
Родился в Ереване, где получил первоначальное музыкальное образование. Первым педагогом по композиции был В.Г.Тальян. В 1939 году переезжает в Москву и поступает в музыкальное училище им. Гнесиных. В 1944 году был принят в Московскую консерваторию по классу фортепиано, обучался у выдающегося представителя русской пианистической школы Константина Николаевича Игумнова. Композиции Бабаджанян учился у известных советских композиторов, профессоров В.Я.Шебалина и Г.И.Литинского. В период учебы проявил незаурядные музыкальные способности. Еще студентом он стал участником 1-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Праге (1947) и был награжден премией за сочинения для фортепиано: Токкату, Прелюдию и Вагаршапатский танец. В 1948 году Бабаджанян с успехом окончил консерваторию.
Одно из ранних крупных сочинений Бабаджаняна - Концерт для скрипки и симфонического оркестра (1949). Он прозвучал в Ленинграде в исполнении Леонида Когана, дирижировал Евгений Мравинский. "Героическая баллада" для фортепиано и симфонического оркестра, написанная им в 1950 году, была исполнена самим автором, позже вошла в репертуар многих известных исполнителей, среди которых имя выдающегося советского пианиста Эмиля Гилельса.
Не менее яркое сочинение А.Бабаджаняна - Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1952). Запись Трио была осуществлена советскими музыкантами: скрипка - Давид Ойстрах, виолончель - Святослав Кнушевицкий, фортепиано - автор. Ими создан неповторимый художественный образ, законченный и совершенный.
Творчество Арно Бабаджаняна развивается очень интенсивно. Он пишет целый ряд симфонических и камерных произведений: "Поэма-рапсодия" для симфонического оркестра (1954), струнный квартет, Соната для скрипки и фортепиано (1959), Концерт для виолончели и симфонического оркестра (1962). Первым исполнителем Концерта был Мстислав Ростропович.
Творческий почерк Бабаджаняна в них достигает наибольшей индивидуальности: яркий красочный мелодизм большого дыхания, полнокровность гармоний, романтическая приподнятость, экспрессия. Художественный темперамент и стихийность чувств сочетаются в творчестве Бабаджаняна с большим интеллектом.
Произведения Арно Бабаджаняна входят в репертуар многих исполнителй, а "Поэма" для фортепиано была включена в обязательную программу пианистов на 2-м туре III Международного конкурса им. П.И.Чайковского (1966).
Но неповторимым интерпретатором фортепианных произведений был сам автор, о чем в достаточной мере свидетельствуют записи, представленные в этом компакт-диске. Дарование пианиста-композитора А.Бабаджаняна охватывает различные жанры музыкального творчества.
Вагаршапатский танец (1944) - блестящая виртуозная пьеса, в основе которой лежит народная мелодия. Аккомпанемент имитирует народный армянский инструмент.
В Каприччио (1952) нет прямых цитат, но вальсообразная тема имеет яркий национальный колорит.
Полифоническая соната (1947) написана с присущей автору экспрессивностью музыкального языка.
Армянская рапсодия (1952) создана в соавторстве с композитором А.Арутюняном. Их связывала многолетняя творческая дружба.
В Элегии памяти А.Хачатуряна (1978) использована мелодия ашуга Саят-Новы.
В Шести картинах (1965) для фортепиано автор применяет серийную технику, при этом современная лексика органично впитывает национальный мелодизм.
А.Бабаджанян - яркий мелодист. Его лирическое дарование особенно проявилось в песне. Примерно четверть века в России длилась "эра песен" Арно Бабаджаняна. Песни Бабаджаняна были чрезвычайно популярны в 60 - 70-е годы. Их пели лучшие эстрадные певцы: М.Магомаев, Ю.Гуляев, С.Ротару, Л.Зыкина, И.Кобзон. Песни: "Ожидание", "Голубая тайга", "Пока я помню, я живу", "Азг парапанц" ("Народ мой прославленный") "Королева красоты", "Лучший город земли", "Благодарю тебя", "Чертово колесо" - составят целую страницу в музыкальной эстрадной истории нашего времени. А.Бабаджанян пишет песни на стихи самых известных советских поэтов того времени: Е.Евтушенко, А.Вознесенского, Р.Рождественского, Г.Регистана, Л.Дербенева.
В четырех Фантазиях на темы популярных песен дарование Бабаджаняна -пианиста, композитора-песенника представлено очень ярко. Арно Бабаджанян как-то заметил: "Мелодия - это экспромт сердца, запас жизненных наблюдений, и, когда впечатления переполняют тебя, когда о них хочется сказать людям, значит, нужно садиться за рояль". В этом секрет мгновенной запоминаемости его мелодий - они рождены сердцем и душой.
Ноктюрн (1980) и "Грезы" (1980) написаны в жанре инструментальной эстрадной музыки, это произведения для фортепиано и эстрадно-симфонического оркестра. Они явились, несомненно, творческой удачей автора и исполнителя, это его лирико-драматическая исповедь.
Человеческое и артистическое обаяние Арно Арутюновича Бабаджаняна ощущали на себе многие его современники. Его творчество, его личность пользовались огромной любовью. Он же щедро дарил людям порывы своей художественной натуры.



Возврат к списку

Заявка в 1 клик
ФИО: *
Ваш номер телефона: *
Ваш email: *
Ваш город: *
Комментарий:
Желаемое кол-во:
-
+
Уточнение
Ваше имя: *
Ваш номер телефона: *
Ваш email:
Ваш город:
Комментарий:
()

Вверх